вторник, Февраль 14, 2012 - 18:21
Марина Лымарь: “Танцевальные шоу приводят к профанации понятия contemporary-dance” Большинство зрителей с замиранием сердца следят за всяческими танцевальными шоу, которые за последние три года просто приковали нашу общественность к голубому экрану. Контемп – самый, пожалуй, загадочный и трудно поддающийся определению феномен в современной украинской танцевальной жизни. Настоящим сюрпризом для жителей Запорожья стал уже второй по счету трехдневный авторский курс по контемпорари-дэнс известного балетмейстера из Днепропетровска Марины Лымарь, создателя и идеолога Центра «Другие танцы», режиссера международных проектов в области современного концептуального искусства, члена Международного Совета Танца при ЮНЕСКО. Ее танцевальные спектакли вызывают неизменный зрительский интерес, поэтому возможностью побеседовать с таким кипящим творческой энергией человеком я немедленно воспользовалась.
– Как вы сами пришли к тому, чтобы заниматься контемпом и преподавать его?
– Моя первая встреча с европейским театром танца произошла во Франции 15 лет назад. Тогда в Украине [в принципе, как и сейчас] мало кто понимал, что такое contemporary dance. Я занималась танцами с самого детства. Будучи однажды на гастролях во Франции, в городе Авиньон, случайно попала в городок Монпелье, Мекку европейского современного танца. И там я увидела несколько спектаклей, которые меня «раздавили». Все представления о танце рухнули. С этого и начались мои «университеты». Я много времени провела в Европе, серьезно изучая различные техники. В Украине такого системного подхода к театру танца, к сожалению, до сих пор не существует. Думаю, что еще не готово наше общественное сознание к восприятию интеллектуальных направлений в современном искусстве. Я могу назвать пять-шесть имен действительно профессиональных балетмейстеров и танцовщиков. Большая часть того продукта, который сейчас именует себя в Украине модным словом «контэмп», – ширпотреб или… попса. Да, вот это определение, пожалуй, будет точнее.
– А что скажете по поводу качества танца в популярных телевизионных шоу?
– Они популяризируют танец как таковой, и это уже хорошо. Но поскольку все это «слизано» с иностранных форматов, то они не должны претендовать на что-то большее, нежели просто шоу. Поэтому во всех интервью повторяю, что таким образом происходит подмена понятия. Все зрители считают этот фаст-фуд контемпорари-дэнсом. На самом деле контемпорари-дэнс – очень серьезный театральный формат, где тело является инструментом выражения какой-то глубокой идеи. Этот танец не для того, чтобы сделать шокирующие публику трюки…
– А есть ли какие-либо ограничения для людей, решивших серьезно заниматься контемпом?
– Естественно, человек должен быть здоров физически и свободен внутренне. Нужно быть готовым к новым познаниям и серьезной работе. Артисты театра современного танца начинают с изучения собственного тела. Я в Украине часто сталкиваюсь с тем, что люди не знают азов анатомии! Надо изучать физику тела, его энергию и энергетику. От стереотипа, наработанного годами, отойти сложно. А тем более начать импровизировать.
– А сколько времени понадобится новичку с нулевой подготовкой, чтобы освоиться и начать импровизировать? Ведь, насколько я поняла из вашего рассказа, и в своей школе, и во время мастер-классов вы уделяете огромное внимание импровизации?
– Это зависит от внутренних страхов человека. “А как на меня посмотрят, а как я буду выглядеть?..” Но обычно интенсивного трехдневного курса хватает для того, чтобы в сознании произошли ощутимые трансформации. Я учу отключать мозги в импровизационных упражнениях, чтобы думало только тело. – В плане развития contemporary dance Запорожье можно назвать перспективным городом? – Пока рано об этом говорить. Это слишком сложный вид искусства. Но устойчивое комьюнити мы шаг за шагом формируем. И организационная миссия, которую в Запорожье с энтузиазмом выполняют Маша Текуч и Лина Бутенко, в этом процессе очень важна. Они ведь сами сначала прошли несколько моих курсов в Днепропетровске. А теперь развивают собственный город. …БЕСЕДА об актуальном искусстве с Мариной Лымарь могла бы продолжаться бесконечно, но участники курса уже собрались в ритуальный круг, которым всегда начинается Маринин урок, и нетерпеливо поглядывали в нашу сторону. Из нашей беседы стало ясно, что Марина вскоре вернется в Запорожье с продолжением начатого курса. Теперь я уж точно не упущу возможности «найти контакт» со своим телом.