Джордж Баланчин
17.08.2017
Морис Бежар. Биография
18.08.2017
 
 

 

Мэри Вигман. Биография.

Мэри Вигман (ее настоящее имя - Marie Wiegmann) родилась и выросла в Ганновере в семье преуспевающих коммерсантов. Родители мечтали дать ей хорошее образование, а потом удачно выдать замуж. Но тяготевшую к свободе девушку такая участь не привлекала. В 1910 году случай свел ее с Эмилем Жаком-Далькрозом. Этот швейцарский композитор и педагог, по натуре бывший очень веселым человеком, всегда стремился сделать занятия музыкой живыми и интересными. В результате он разработал систему музыкально-ритмического воспитания (ритмическую гимнастику) - тренировок, способствующих выработке абсолютного слуха и способности к музыкальной импровизации. Специальную школу ритмического воспитания он открыл в немецком Хеллерау, куда в 1911 году и приехала учиться Мэри Вигман.

 

 

Хуго Эрфурт. ''Мэри Вигман. Танец ведьмы II'' (1926) Хуго Эрфурт. "Мэри Вигман. Танец ведьмы II" (1926) Именно там танцовщица познакомилась с Эмилем Нольде, который тоже был бесконечно одержим танцем. По совету этого художника Мэри отправилась учиться дальше - к создателю свободного танца, "великому экспериментатору" Рудольфу фон Лабану (Rudolf von Laban), для которого танцевальная пластика являлась главным и часто единственным средством создания образа. А позже Вигман открыла собственную школу экспрессивного танца (в конце 1930-х годов она была закрыта нацистами).

Гимн танцу
Мэри Вигман и Эмиль Нольде стали близкими друзьями. Вместе с художником и его женой танцовщица часто импровизировала. А затем вдохновленный Нольде увековечивал танец в своих картинах и литографиях. Но искусство Вигман стало источником вдохновения многих художников и скульпторов. Особенно преклонялись перед талантом танцовщицы основоположники немецкого экспрессионизма, входившие в известную группу "Мост". Ее главный идеолог и бессменный лидер Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner) видел в танце Вигман живительный потенциал и прославлял его за удивительную самобытность. Танцевальные мотивы запечатлены на многих его полотнах. Среди них - "Танцовщица, приподнявшая юбку" (1909), также представленная в экспозиции.

 

 
 

 

Мэри Вигман довелось сделать в искусстве танца модерн очень важный для него шаг: именно она отказалась от движений, традиционно считавшихся красивыми. Мэри Вигман сделала всё, не считалась ни с чем ради достижения в модерне степени максимальной искренности. Всё, в том числе, и уродливое, и страшное, Мэри Вигман посчитала достойным воплощения в своём танце. Она дебютировала со своими постановками уже сложившейся танцовщицей, за её плечами была двухлетняя учёба в балетной школе

С самых первых постановок («Танец ведьмы» 1914 год) Вигман предпочитала работу в русле экспрессионизма, она быстро завоевала себе право выступать с сольными концертами. К 35-ти годам ею уже была основана в Дрездене школа экспрессивно-пластического танца, сознательно противопоставлявшегося ею классическому балету. В противоположность ему Вигман всегда танцевала босиком, использовала большие прыжки, почти всегда партерные. Её сольные и групповые постановки (балет «Жалоба», циклы балетов--»Жертва», «Танцы матери», «Семь танцев о жизни») отличались крайней напряжённостью и динамизмом форм. Искусство Вигман не несло в своей хореографии пафоса протеста — её привлекали темы одержимости, страсти, страха, отчаяния, смерти.

 


 

Фашистское правительство, напротив, тяготевшее к поддержке пафосных постановок классического балета, уже после 1936 года нашло нужным ограничить деятельность Вигман. Только в 1949 году она смогла возглавить свою новую школу в Лейпциге, но и там коммунистические власти Восточной Германии препятствовали её работам и в 1949 году Вигман эмигрировала в Западный Берлин. Там она преподавала последние 24 года своей жизни и поставила такие образцы танца модерн как балеты: «Орфей и Эвридика» и «Алцеста» на музыку Глюка, «Кармина Бурана» и «Катулли Кармина» на музыку Орфа и знаменитую «Весну Священную» на музыку Игоря Стравинского в немецкой городской Опере Западного Берлина. Её знаменитыми учениками стали — Х. Хольм, И. Георги, Г. Палукка, М. Вальман, Х. Кройцберг и М. Тернис.